Закрыть ... [X]

Сценарий общешкольных праздников

/ Просмотров: 32452

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Театр — искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с  изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. 
Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Театр — искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.
Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем.
Практическое  знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.
Руководитель помогает школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни.
Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить — значит действовать» (К. С. Станиславский).
Выдвигая перед детьми задачу действовать словом, руководитель тем самым приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его действенный смысл, подтекст (почему говорю, зачем, с какой целью, чего добиваюсь).
Нужно всемерно содействовать развитию у школьников внимания и эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова, пробуждать воображение, помогая им воссоздавать на основе текста конкретные представления (видения). «Природа устроила так, что при словесном общении с другими людьми мы сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном» (К. С. Станиславский). Предлагаемая программа предусматривает примерное усложнение работы с учетом возраста кружковцев.
Программу театрального коллектива, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок.
Полезно давать школьникам творческие задания для самостоятельной работы; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, и т. д. В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей сиены русского дореволюционного, русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.
Беседы о театре, как и их практическая творческая работа, направлены на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Поэтому надо очень внимательно относиться к выбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и др.
Рекомендуется выбирать темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии. Начинать знакомить кружковцев с элементами сценической грамоты можно и на материале несложной пьесы, сценки, добиваясь постепенного осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях нужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее — либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции, когда возникает необходимость специально потренироваться, скажем, в умении мысленно «видеть» то, о чем рассказываешь партнеру, или добиваться подлинного общения, взаимодействия с партнерами и т. д. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Педагогическая направленность занятий драматического коллектива в огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому коллективу. Поэтому при выборе пьесы следует учитывать, полезно ли будет учащимся данного возраста детально (как того требует сценическая работа) разбираться во взаимоотношениях героев, посильна ли им та нагрузка, которая требуется для исполнения данной пьесы.
Детям младшего возраста доступно исполнение произведений, наиболее близких кругу их жизненных представлений, например: сказки «Терем-теремок» С. Маршака и др.; инсценировки стихов для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Г. Мамлина, Б. Заходера и др.; сценки, небольшие пьесы и инсценировки рассказов В. Осеевой, А. Гайдара, Н. Носова, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, И. Дика, В. Голявкина, В. Медведева и др.
Круг произведений, доступных для исполнения подросткам, тематически шире, разнообразней по жанрам, форме. Руководитель может использовать различные по жанру пьесы и инсценировки на современную тему, посвященные жизни героев-сверстников, например: «Дорогой мальчик» (сцены), и «2001-й год, или Первая тройка» С. Михалкова (сцены), «Друг мой, Колька» (сцены), «Пузырьки» А. Хмелика, «А с Алешкой мы друзья» Г. Мамлина, «Будьте готовы, ваше высочество!» Л. Кассиля и П. Хомского, «Девчонки и мальчишки» И. Дика, «Я ничего не сказал» А. Алексина (сцены), «Побег в Гренаду» А. Полонского (сцены), «Без трех минут ровно» С. Лунгина (сцены) и др.; инсценировки по рассказам и повестям А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, А. Алексина, Ю. Сотника, А. Мусатова, В. Железникова, Р. Погодина и др. Подростки очень чутки к смешному, к эксцентрике.
Поэтому вполне оправдан выбор для работы с ними комедий и водевилей типа «Про Наталку, Лешеньку и других» Е. Веселовской, «Старик Хоттабыч» А. Розановой по одноименной повести Л. Лагина, «Приключения желтого чемоданчика» С. Прокофьевой, «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен (сцены) и др. Огромное значение имеет выбор произведений (для инсценирования, подготовки композиций и т. д.) на историко-революционную и героическую тему, например: «Р, В. С.» А. Гайдара, «Повесть о суровом друге» Л. Жарикова, «Хуторская команда» С. Всеволожского, «Кортик» А. Рыбакова, «Сын полка» В. Катаева (сцены), «Молодая гвардия» А. Фадеева (для литературно-драматической композиции), «Гавроши Брестской крепости» А. Махнач (отрывки) и др. Тема дружбы народов, борьбы за мир — одна из главнейших в художественных занятиях со школьниками всех возрастов.
Руководитель имеет возможность использовать здесь и сказки разных народов, например стихи Л. Квитко, пьесы П. Воронько, В. Вольского, рассказы и повести А. Бикчентаева, автобиографические повести М. Карима («Таганок», «Радость нашего очага»), Ч. Айтматова («Белый пароход», «Тополек мой в красной косынке») и др. Во всех возрастах большое воспитательное значение имеет и работа над сказкой разных жанров (бытовой, героико-романтической, сатирической и др.).
Для подростков и старшеклассников это могут быть «12 месяцев» С. Маршака, «Три толстяка» Ю. Олеши, сказки Е. Шварца и др. Русская и зарубежная классика должна занимать определенное место в плане работы каждого коллектива. Это могут быть инсценировки басен Крылова и сказок Пушкина, литературно-драматические композиции, тематические вечера по произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина («Как один мужик двух генералов прокормил»), Некрасова, Чехова (инсценирование и чтение в лицах рассказов «Ванька», «Мальчики», «Толстый и Тонкий», «Хамелеон» и др.), М. Горького (театрализованное чтение отрывков из «Сказок об Италии», из повести «Детство» и др.), М. Твена (композиция или сценические отрывки из «Приключений Тома Сойера»), Ч. Диккенса (театрализованное чтение, сценические отрывки из «Давида Копперфильда», «Крошки Доррит»), В. Гюго (сценические отрывки из «Отверженных») и др.
Постановку композиций, сцен и отрывков из классических произведений целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов (учащихся среднего и старшего возраста).
В старшем возрасте особенно велик интерес к моральным проблемам. Волнует возможность воплотить на сцене образ современного молодого человека, увлекает тема призвания, становления характера, отношения к труду, дружбе, любви. Поэтому оправдывает себя (при условии серьезной, углубленной работы коллектива) выбор таких пьес на современную тему о героях-сверстниках, как «В добрый час!» и «В дороге» В. Розова, «Все это не так просто» Г. Шмелева, «Бывшие мальчики» Н. Ивантер, «А Воробьев стекла не разбивал...» Ю. Яковлева, «Обратный адрес» и «Мой брат играет на кларнете» А. Алексина, «Девочка и апрель» Т. Ян, «Весенние перевертыши» В. Тендрякова (сцены), «Обелиск» Г. Мамлина, «Трень-брень» Р. Погодина (сцены), «Письма к.другу» А. Лиханова, «Простые парни» Е. Григорьева. Исключительно важны пьесы, непосредственно посвященные теме труда, например: «Город на заре» и «Дальняя дорога» А. Арбузова, «Где-то в Сибири» И. Ирошниковой, «Страница жизни» В. Розова, «Товарищи» и «Раннее утро» В. Пистоленко. Расширяется возможность выбора пьес героического плана, историко-революционной тематики: «Гимназисты» К. Тренева, «Голубое и розовое» и «Единая боевая» А. Бруштейн, «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Молодая гвардия» А. Алексина по роману А. Фадеева, «Юность отцов» Б. Горбатова, «В списках не значится» (сцены) по. повести Б. Васильева.
Возможны инсценировки и театрализация поэтических произведений, например: «Реквием» и «Письмо в XXX век» Р. Рождественского, «Строгая любовь» Я. Смелякова и др. Со старшеклассниками можно подготовить литературно-драматические композиции на исторические и патриотические темы. Необходимо при этом помнить, что создание таких композиций и их воплощение — дело ответственное и требует от руководителя и учеников самого глубокого проникновения в избранный для работы материал, такта, художественного вкуса. Кружковцев, занимающихся второй и третий год в коллективе, полезно привлекать к созданию инсценировок и литературно-драматических композиций на основе новых повестей и рассказов отечественных и зарубежных прогрессивных писателей.
Рекомендуется уделять внимание и так называемым малым формам, созданию силами кружковцев сатирических программ и обозрений на темы, волнующие молодежь (борьба с тунеядством, с потребительским отношением к жизни, с бюрократическим отношением к делу, дурными вкусами и т. п.). Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т. д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин и, наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии и т. п.; оформление спектакля и его показ зрителям.
Чем сложнее пьеса, тем большее значение имеет предварительное знакомство руководителя с творчеством драматурга, эпохой, проникновение в авторский замысел, определение жанровых и стилевых особенностей пьесы и т. д. На основе такого знакомства с драматургическим произведением он определяет (пока еще предварительно) основную идею (сверхзадачу) пьесы и будущей постановки, которая должна будет служить ориентиром в последующем процессе занятий. Он намечает для себя и главную художественно-воспитательную задачу, которую будет решать в работе с коллективом. Однако руководитель не должен торопиться раскрывать во всей полноте и деталях свой замысел.
Надо помнить, что в занятиях со школьниками замысел педагога-режиссера непременно проверяется, уточняется непосредственно в процессе работы, общения с конкретным коллективом. Учитывая специфику драматического искусства, руководитель сначала сам, а потом совместно с исполнителями определяет идейную направленность пьесы в тесной связи с анализом сюжетной линии, главных событий и основного конфликта, движущего действие, иными словами — определяет, какие события в пьесе наиболее существенны для развития действия и борьбы героев, из-за чего происходит борьба, какое она находит конкретное выражение в столкновениях тех или иных действующих лиц и противоборствующих групп, каковы этапы этой борьбы, каков ее исход и т. п.
На основании анализа главных событий пьесы уточняется, конкретизируется логика и последовательность действия каждого персонажа, взаимоотношения действующих лиц и т. д. Предлагаемый анализ пьесы — процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий, определяемых пока еще схематично, недетализированно.
При освоении смыслового содержания отдельных событий в процессе живого творческого взаимодействия у учеников скорее возникает потребность больше узнать о героях данной пьесы. Руководитель должен всемерно стимулировать развитие такой потребности и вести учеников от первых проигрываний отдельных эпизодов пьесы к повторному, более углубленному ее анализу, а затем к новым практическим пробам. Педагог не навязывает ученикам готовых мизансцен, а помогает найти более выразительную пластическую форму путем уточнения смысла того или иного эпизода, характера отношений героев и т. п.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Все это помогает также проверить и темпо-ритм спектакля (степень напряженности и остроты борьбы, нарастание действия, спады и т. д.).
Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы работы зрителям. Путем всемерного развития творческой инициативы руководитель ведет кружковцев к возможной для них на данном этапе завершенности работы над ролью? над образом. Показ спектакля — необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев (всей системой организации занятий и самого показа) отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Чем старше возраст участников спектакля, тем больше возможности у руководителя ставить перед коллективом задачу довести до зрителей идейное содержание исполняемой пьесы, утвердить через спектакль свою гражданскую позицию, нравственные идеалы.
Слаженность, организованность всей подготовительной работы по спектаклю, наличие в кружке дружного коллектива, как правило, усиливают воспитательное воздействие спектакля. Важна и непосредственная организация показа: подготовка афиш, программок', билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом (если он имеется) и т. д. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев. Рекомендуется на школьной сцене применять лаконичные средства изобразительного решения спектакля (отдельные детали, уголки интерьеров, а не весь интерьер, теневые проекции, аппликации).
Воспитание потребности духовного обогащения, ответственности перед коллективом начинается с первых же шагов, в процессе этюдной работы, продолжается и закрепляется участием кружковцев в репетициях спектакля, в общественно направленной деятельности кружка. Занятия с целым коллективом — основная форма работы, но необходимы также групповые и индивидуальные занятия. Надо помнить, что большое значение имеет не только непосредственное участие в репетициях, но и наблюдение за работой товарищей, участие в ее обсуждении. Активный интерес к работе товарищей не только укрепляет чувство коллектива, но и развивает способность лучше оценивать качество собственной работы.
Для занятий кружка должно быть отведено постоянное помещение, точно определены дни и часы занятий, должен вестись учет посещаемости. Нужно выбрать старосту, иметь на каждое занятие дежурных. Когда коллектив уже окончательно сформируется и приступит к планомерной работе, следует также выбрать ответственных за оформление, подготовку фотоальбомов или стенгазеты, отражающих жизнь коллектива, и т. д. В средней и старшей группах роль самоуправления возрастает. Руководителю необходимо поощрять рост общественной активности учащихся. Если коллектив состоит из нескольких групп и работает над большими постановками, выезжает со своими спектаклями в другие школы, клубы и т. д., целесообразно создавать бригады по отдельным видам работы.
Для управления группами и бригадами целесообразно создавать совет кружка, студии или театра. Совет вырабатывает свой устав, положение, является не только активным органом самоуправления и помощником руководителя коллектива, но и организатором вечеров, встреч, диспутов у себя в школе, в соседних, в клубах подшефных организаций. План работы драматического коллектива тесно связывается с общим планом воспитательной работы школы, Дома пионеров, клуба. В нем должны учитываться те крупные события и юбилейные даты, которые отмечаются школой, городом, страной (при выборе репертуара, тематики бесед по искусству и т. д.). В кружке, работающем первый год, главное внимание уделяется созданию коллектива, расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты (в процессе игр-импровизаций, этюдов и в работе над небольшой пьесой, сценкой, отрывком из пьесы, композицией).
В кружке второго и третьего годов обучения основной работой на учебный год может стать подготовка большого спектакля и связанная с ней разнообразная художественно-образовательная работа: подготовка собственной инсценировки по литературному произведению, знакомство с различными материалами, необходимое для лучшего понимания эпохи, жизненных явлений, конфликтов, получивших отражение в пьесе; подготовка эскизов оформления и изготовление декораций, деталей костюмов и т. д.; наконец, организация показов, выезды со спектаклем, установление связи с другими коллективами и т. д.

Параллельно с основными учебными занятиями в плане предусматривается общественно полезная работа, участие в общественной жизни своей школы, в общешкольных вечерах, концертах, помощь в организации художественной (театральной) самодеятельности в школе, летнем лагере, выезды в лагеря труда и отдыха и т. д.

Приводимое ниже распределение часов на отдельные виды работы — примерное. Так, в течение учебного года можно вести работу не над одной большой пьесой, а над небольшими отрывками, сценами, программами тематических вечеров. Поэтому руководитель, сообразуясь с конкретным содержанием занятий кружка, может планировать в указанных пределах различные виды работы.
Для младшей группы (первый год занятий)

n/n

Вид работы

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство с кружковцами.

Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе.

2

6

2

Беседы о театральном искусстве, в том числе о   просмотренных   спектаклях профессиональных и самодеятельных театров, прослушивание   спектаклей в грамзаписи, просмотр диафильмов   о театре и др. Проводятся в течение всего учебного года.

12

36

3

Учебные занятия по овладению элементами сценической грамоты в процессе игр, упражнении, этюдов, импровизаций, работа над словом.

30

90

4

Работа над пьесой и спектаклем.

24

72

5

Итоговый показ, обсуждение, встречи с родителями.

 

4

6

Методическая помощь школьной самодеятельности.

 

8

 

 

 

 

            

Для средней и старшей групп (второй и третий годы занятий)

n/n

Вид работы

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство с вновь поступившими кружковцами, беседа о задачах работы кружка.

1

3

2

Беседы о театре; творческие работы кружков­цев  (доклады, викторины); обсуждение просмотренных спектаклей, фильмов и т. д.

12

36

3

Учебные занятия  (игры,  упражнения,  этюды-импровизации).

14

42

4

Работа над пьесой и спектаклем (сюда вклю­чается  и работа над созданием  инсценировки и собственной пьесы и др.)

40

120

5

Показы спектакля, итоговые обсуждения.

 

7

6

Методическая помощь школьной самодеятельности.

 

8

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Младшая группа

Беседы о театре
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Общественное назначение театра.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Действие как главное выразительное средство актерского искусства. «По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они» (К.С.Станиславский).
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах
1.    Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам сценарий общешкольных праздников внимания. Например:
а)    Предложить детям поставить стулья полукругом и всем одновременно сесть: рассчитаться; по сигналу педагога вставать то четным, то нечетным номерам; садиться — сначала каждому в отдельности, потом всем одновременно и бесшумно.
б)    Изменить расположение мебели, вещей в комнате. Тот, кто водит, внимательно осмотрев комнату до ухода, расставляет все по своим местам. Спрятать или переставить только одну вещь. Тот, кто водит, вернувшись, должен поставить вещь на свое место.
Игры типа «Тише едешь — дальше будешь», «Жмурки» и т.п.
2.    Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Например:

а)     Прислушаться к звукам на улице, в коридоре, соседней комнате и т. д., рассказать об услышанном. Рассмотреть какой-либо предмет или своего соседа и по памяти рассказать об увиденном; посмотреть в окно, выйти за дверь в коридор — рассказать о том, что успел заметить, выделяя в привычном новое, неожиданное.
б)    Взять стул, переставить его к стене (зачем?), чтобы рассмотреть висящий на стене плакат, и т. п. Достать из портфеля тетрадку, книгу (для чего?), открыть дверь (для чего?), чтобы позвать вышедшего из комнаты товарища, выяснить причину шума в коридоре. Закрыть дверь, чтобы не дуло, и т. д.
Требование:

Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной (почему я это делаю?) и должно совершаться для достижения определенной цели (зачем, для чего я это делаю?), т. е. действовать надо целесообразно и логично.
3.    Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах.
а)    Действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах, например: дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу различные предметы, меняя условия вымысла (если бы данная книга была новой, ценной или старой, рваной; если бы данная вещь была тяжелой, грязной; если бы шапка была миской, наполненной водой).
б)    Действия с воображаемыми предметами, например: играют в снежки, в мяч; собирают ягоды, листья, ловят сачком бабочек, забивают гвоздь, распиливают доску, собирают на деревенском поле овощи (помидоры, огурцы, морковь); на манеже цирка — выступления эквилибристов, дрессировщиков и зверей; «дядя Степа-милиционер» — регулировщик уличного движения (ребята наблюдают, как он искусно владеет своим жезлом). Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры, например: одна группа, договорившись об условиях, выполняет этюд (без слов, с воображаемыми предметами), остальные смотрят и должны отгадать, что в нем происходило, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. Затем группы меняются — зрители становятся исполнителями.
В этих целях можно использовать также и шарады.
в)    Упражнения на развитие образных представлений. Описать знакомый пейзаж, событие, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь. Придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы сам был участником описываемого события. По данным руководителем 3—4 словам сочинить рассказ (например: рябина, лужа, петух; платок, веревка, камень). Воспроизвести в действии придуманные рассказы.
Требование:

В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Педагог добивается от детей доступного выполнения подобной задачи, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
г)    Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно отвечать на изменения условий вымысла. Сел на бугорок, а это оказался муравейник. Уже совсем собрался в школу, опаздываю, вдруг обнаруживаю, что нет на месте необходимой тетради. Тороплюсь накрыть праздничный стол: вот-вот придут гости; достаю из буфета пакет с сахарным песком, не сразу замечаю, что он рваный, и песком засыпан весь пол.
4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.
а)    Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.
Ученик делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение (оправдать): нагнулся, чтобы взять камешек и бросить в воду или поднять рассыпавшиеся тетради. Другой ученик старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым, и соответственно пристраивается к нему для продолжения совместного действия и т. п. Так же действуют и другие ученики.
Кружковцы-исполнители и те, кто наблюдает за этюдом, оценивают его с точки зрения внимания к действиям партнеров, умения пристроиться к ним, творческой инициативы и т. д.
б)    Сюжетные этюды на общение без слов.
В классе (в читальном зале, на бульваре, на рыбалке) двое друзей; они в ссоре, но хотят помириться; незаметно наблюдая друг за другом, стараются найти удобный момент, чтобы показать, что ссора забыта. Отрядный вожатый следит за соблюдением «тихого часа». А двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы обмануть его бдительность и улизнуть.
в) Сюжеты литературные с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера — удивить, попросить, приказать и т. д. Тимуровцы за работой, они должны быстро и тихо наполнить бочку с водой, так как хотят, чтобы их дело осталось в тайне. Этюды по рассказам Н. Носова («Мишкина каша» и др.), Ю. Сотника, по стихам С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. (оправдывающие необходимость действия с минимальным количеством слов).
Работа над спектаклем
1.    Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. (О чем рассказывается в пьесе, как развиваются события, чего добиваются действующие лица?)
2.    Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов (в условиях примерной выгородки). Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде. (Что происходит, что делается, почему, с какой целью?)
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Сказка С. Маршака «Кошкин дом», эпизод первой картины — «Новоселье у Кошки». Линия поведения каждого персонажа: Кошка приказывает выгнать бездомных племянников — котят, кот Василий выпроваживает котят (охраняя покой хозяйки), хозяйка показывает гостям новую квартиру, стараясь удивить их, похвастаться Гости (каждый по-своему) разглядывают квартиру — одни пробуют мебель на вкус, другие проверяют ее добротность (Козел) и т. д.
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
3.    Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных, представлений (видений). Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.
Требование:

Давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц (скажем, в народной сказке), руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту.
Параллельная работа над оформлением: изготовление деталей декораций, костюмов, реквизита и др. (Подобные задания полезно давать детям и во время репетиции пьесы и на дом.)
Репетиции с деталями декораций. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов спектакля (декорации, костюмы, музыка, свет).
4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т. п. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы.
Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям: сверстникам, родителям и учителям. Обсуждение итогов работы. 
Средняя группа
Беседы о театре.
Народные истоки театра. Общественное назначение театра.
«Театр — ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н. В. Гоголь). Виды театрального искусства (драматический театр, опера, балет, театр кукол и др.).
Отличие театра от других видов искусства. Особенности драматического искусства. Действие как язык театра. Коллективность искусства театра. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет и др.).
Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора. Беседы о театре на материале просмотренных кружковцами спектаклей.
Страницы истории театра. Федор Волков и русский театр его времени. Мольер и его комедии. Детство и юность М. С. Щепкина; Щепкин и Гоголь. М. Н. Ермолова — «героическая симфония русского театра». Прославленные мастера русской сцены: Б. Щукин в театре и кино; Н. Черкасов, Б. Чирков — на сцене и в кино и др.
Театр и музыка; театр и изобразительное искусство; театр и литература; театр и кино.
Герой-сверстник на современной сцене (в пьесах В. Розова, С. Михалкова, Л. Кассиля, А. Алексина, Н. Томина. Р. Погодина и др.). 
Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами 
1.    Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность — важнейшие признаки сценического действия.
Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) — необходимые условия подлинности сценического действия.
Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений (см. примеры в соответствующем разделе программы младшей группы).
2.    Сценическое действие как действие в вымышленных условиях— в предлагаемых обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» — условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой, собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником, и т. д. ).

Требование:

«Вижу, как дано, отношусь, как задано».
3.     Умение оправдывать свое поведение (свои действия) той или иной нафантазированной причиной (предлагаемыми обстоятельствами). Например: закрываю дверь (почему?)— в комнате лежит тяжело больной человек, который только что уснул; от сквозняка разлетаются бумаги, которые лежат на столе; прячусь от младшего брата (товарища), с которым играю, и т. д.
Изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Например: перехожу через быструю речку по мостику, по круглому бревну, вброд, при хорошей погоде, в дождь и т. п. Изменение одного и того же действия под влиянием различных по характеру событий: вхожу в свою комнату, отлично сдав экзамен или, наоборот, получив «двойку», выиграв в спортлото, достав билет на интересный футбольный матч или только что получив неприятное известие.
Требование:

В связи с различными предполагаемыми обстоятельствами (что произошло?) изменяется физическое самочувствие действующего лица, выражающееся в его поведении, в характере выполнения действия ( в одних случаях как бы не чувствуешь веса своего тела, кажется, что стал выше ростом, двигаешься свободно, легко; в других, наоборот, ощущаешь тяжесть собственного тела, движения скованы, замедленны и т. д.).
Аналогичные этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств. Станция, запаздывает поезд. Ребята томятся в ожидании, каждый старается чем-то себя занять. Неожиданно объявляют, что поезд уже подходит к платформе, а его стоянка будет вдвое сокращена.
Школьники готовятся к встрече с героем-летчиком, любимым спортсменом, известным киноактером. Вдруг сообщают, что ожидаемая встреча не состоится.
4.    Оценка — элемент действия, который требует уяснения смысла и значения предлагаемых обстоятельств ориентировки и подготовки к последующему действию.
Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика. Например: ловлю рыбу— клюет; кошу траву — задеваю гнездо с птенцом; собираюсь на вечер в школу, в театр, надеваю мамины бусы — нитка с бусами обрывается; наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью — оказывается, положил соль; собираю в лесу грибы — натыкаюсь в кустах на оставшийся со времен войны снаряд, и т. п.
5.    Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
а)    Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (см. соответствующий раздел программы для младшей группы). Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ и удобный момент, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения).
б)    Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить — значит действовать.
Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища (подругу), прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для 'телефона-автомата.; спросить товарища (подругу): «Ты прочитал эту книгу? — с целью узнать, интересна ли она, или с намерением напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?»—в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т. д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: «Да»,— как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо себе представили описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы к дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в деревню (увлечь картиной дружной работы наравне со взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т. п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.
Требование:

«В сценических условиях слышать — это значит видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы» (К.Станиславский).
В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т. е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом этюда очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений.
Работа над пьесой и спектаклем
1. Предварительный анализ пьесы. Первое чтение пьесы и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии — основных событий, основного конфликта. (За что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них добивается и хочет? Каков исход борьбы?)
На основе предварительного разбора первые простейшие этюды-импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии. В работе над пьесой «Встреча на далекой планете» В. Губарева — «Последние сборы», «Первые шаги по неведомой земле» и др.; в работе над пьесой «Пузырьки» А. Хмелика — «Подведение итогов» (Узюмов обнаруживает, что отряд Маши Грибоедовой обогнал отряд его класса), «Стратегический план» (Узюмов с друзьями готовятся К встрече с Еврумяном, который, по их замыслам, должен играть главную роль в операции «Пузырьки») и др.

Требование:

Цель подобных импровизаций — помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в пьесе, ввести исполнителей в атмосферу пьесы, пробудить творческую фантазию.
2.    Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примерной выгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане).
Последующая работа над текстом пьесы, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.
Проверка уточненной линии действия и взаимоотношений персонажей в действии и взаимодействии на сценической площадке. Овладение умением действовать словом в соответствии с целями и намерениями данного персонажа, воздействовать на партнера, видеть, представлять в своем воображении то, о чем рассказываешь по роли. На этой основе поиски большей пластической выразительности.
3.    Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.
Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля—оформления, костюмов, света и т. д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.
4.     Показ спектакля. Выделение ответственных во время спектакля (за перестановкой декораций, свет, занавес, за порядок на сцене и в зрительном зале и т. д.). Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т. п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем. Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга.
Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом. 
Старшая группа (второй и третий годы обучения)
Беседы о театре
Общественно-преобразующая роль театрального искусства. Его виды и жанры. Драматург, режиссер, художник, актер в театре. Музыка в спектакле. Русский дореволюционный театр в борьбе за идейность, народность, реализм. М. С. Щепкин, П. С. Мочалов. Пушкин и театр. Гоголь и театр. Белинский о воспитательной роли театрального искусства. Роль А. Н. Островского в развитии русского национального театра. Художественный театр и его создатели. Произведения русской классики на российской сцене.
Современный театр. Его ведущие режиссеры, актеры. Российский профессиональный и самодеятельный детский театр.
Мировое значение русского театрального искусства, гастроли отечественных театров за рубежом.
Жизнь и творчество классиков зарубежной драматургии (Мольер, Шекспир, Шиллер, Лопе де Вега и др.). Зарубежная классика на российской сцене. Прогрессивный зарубежный театр (Бертольт Брехт и др.).
Беседы и диспуты на темы: «Что ты ищешь в искусстве», «Счастье трудных дорог», «Современное и модное в искусстве» и др.
Работа над пьесой и спектаклем
1. Предварительный разбор пьесы. Первоначальное знакомство с творчеством автора пьесы, отраженной в ней эпохой; определение жанра пьесы.
Предварительное определение основной идеи пьесы (сверхзадачи) и на этой основе — главной учебно-творческой задачи всего коллектива (чего хочет добиться коллектив в работе над данной пьесой, композицией, что хочет сказать зрителю своим спектаклем).
Если коллектив работает над созданием собственной инсценировки или литературно-драматической композиции, то в данный период внимание уделяется разбору самого литературного произведения, по которому создается композиция (инсценировка), предварительному отбору основных эпизодов (с учетом идейной направленности произведения).
2. Определение главных событий пьесы. Возьмем для примера пьесу Г. Мамлина «Обелиск». События пьесы развертываются в канун праздника Победы. Это обстоятельство имеет как бы символический смысл. Молодые люди — сегодняшние школьники держат своего рода экзамен на гражданскую зрелость, на верность памяти отцов, отдавших жизнь за победу над фашизмом, над человеконенавистнической моралью. Борьба за становление человека — так определили главную мысль пьесы участники юношеского школьного театра. Главные события первого акта коллектив определил следующим образом: бегство Ольги и Раи от хулиганов; защита девочек, ранение Славы; соучастие Игоря в ранении Славы; начало борьбы за Игоря. События второе, третье и четвертое — важнейшие в данном акте, так как каждое из них дает новое направление ходу действия, а в совокупности они определяют последующее развитие основного конфликта, ведущее к утверждению главной мысли пьесы.
3. Работа над отдельными эпизодами и сценами. Уточнение смысловой сути отдельных эпизодов и событий, определение логики и последовательности действий каждого персонажа (в данном эпизоде, потом в сцене) и практическое освоение логики действий и обстоятельств роли (в этюдном порядке).
Возврат к работе над текстом с целью углубленного творческого его освоения (создание у учащихся ярких образных представлений о жизни и характере героев, проникновение в авторский замысел пьесы и на этой основе уточнение хода мыслей, логики рассуждений персонажей, мотивов поведения, домысливание биографий).
Экскурсии в музей, по историческим и памятным местам, доклады кружковцев, помогающие коллективу лучше познакомиться с эпохой, прообразами героев пьесы (если пьеса историческая) и т. д.
Этюды, помогающие практическому творческому освоению обстоятельств и условий жизни персонажей, характера их взаимоотношений, столкновений, борьбы, манеры поведения и т. д. Например, этюд «Урок Королевы» по пьесе «Двенадцать месяцев» С. Маршака помогает ученикам уловить своеобразный характер отношений между учителем (Профессором) и ученицей (Королевой). Профессор зависит от своей ученицы, поэтому, заставляя ее заниматься, он должен делать это таким образом, чтобы не рассердить ее. В то же время Профессор знает» цену человеческому достоинству. И эти условия определенным образом влияют на то, как он ведет себя в тех или иных обстоятельствах.
При постановке пьес классического репертуара полезны этюды, помогающие кружковцам лучше почувствовать эпоху, стиль, манеру поведения героев, физическое самочувствие и т. д. Например, при подготовке сцен из комедии Грибоедова «Горе от ума» полезны этюды типа «Бал у Фамусова» (приезд той или иной группы гостей). В подобных этюдах рекомендуется использовать отдельные элементы костюма и реквизита — девочкам надевать длинные юбки, туфли на каблуках, научиться пользоваться веером и т. д. При постановке сцен из «Юности отцов» Б. Горбатова или «Двадцать лет спустя» М. Светлова полезно давать этюды, помогающие почувствовать трудности быта, напряженность, драматизм событий, изображенных в этих пьесах.
4.    Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с -включением всех компонентов спектакля. Уточнение и закрепление общего режиссерского решения спектакля, его главной мысли (сверхзадачи). Уточнение узловых событий, этапов борьбы, темпо-ритма (степень нарастания напряженности действий, кульминации( спады и т. д.). Уточнение мизансцен.
Самостоятельная работа кружковцев над отдельными сценами (взаимное режиссирование с последующим обсуждением этой работы всем коллективом и педагогом). Участие кружковцев в нахождении художественно-изобразительного решения спектакля (декорации, костюмы, свет, музыка).
Уточнение и проверка логики поведения каждого персонажа с точки зрения главной мысли (идеи) пьесы.
Понятие о сценическом образе, о возможностях различной трактовки одного и того же образа, т. е. логики сценического действия персонажа.
Требование:

На последних этапах, в процессе практической работы, связанной с более углубленным анализом пьесы, перед старшими школьниками выдвигаются более сложные задачи, требующие учета большего числа условий и обстоятельств жизни персонажа, особенностей его характера, возраста (если исполняется роль пожилого человека) и т. д.
5.    Выпуск и показ спектакля, его обсуждение. Выезды в организации, в образовательные учреждения, на завод. Подготовка дневников, альбомов, стенных газет.
Самостоятельная работа кружковцев в школе, в пионерском лагере. Помощь театральной самодеятельности в школе. Обсуждение работы на занятиях кружка.
Литература:
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (изд. любое).
Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (изд. любое).
Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о Щепкине. М., 1952.   
Александрова 3. Люблю театр. М., 1971.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969.
Гиацинтова С. Жизнь театра. М, 1963 (серия «В мире прекрасного»).
Ершов П. Режиссура как практическая психология. М., 1976.
Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. М., 1964.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. М., 1970; Она же. Поэзия педагогики. М.,  1976.
Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. М.,  1973.
Плучек В. На сцене Маяковский. М., 1964.
Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). М., 1975.
Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М., 1974.
Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.
Слижикова Л.  На подступах к образности. М., 1969.
Солодовников А. Три часа радости. О художественном театре. М., 1969. Спектакли и годы. М., 1969.
Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1967.
Театр и школа (из опыта работы). Сборник /Под ред. Ю. Рубимой, Н. Шевелева. М, 1969, 1970, 1974, вып. IV—VI.
Труд актера. Сб. статей. М. 1957—1972.
Вып..1. Ермолова. Шаляпин. Качалов. Щукин. Уланова.
Вып.  2. Остужев. Добронравов. Бабанова. Хмелев.
Вып.  3. Щепкин. Давыдов. Москвин. Ильинский. Марецкая.
Вып.  4. Кин. Сальвини. Коклен. Моисеи. Чаплин.
Вып.  5. Бучма. Хорава. Платонов. Берзинь.
Вып.  6. Ужвий. Вакаршян. Тхапсаев. Рыскулов.
Вып.  7. Владимир Яхонтов. Сергей Бондарчук. Олег Попов.
Вып.  9. Орлова. Чирков. Бабочкин. Андреев.
Вып. 11. Фетисова. Ульянов. Ефремов. Баталов.
Вып. 12. Симонов. Смоктуновский. Шелест. Тихонов. Табаков.
Вып. 13 Добржанская. Борисов. Толубеев. Сперантова. Попов.
Вып. 18. Закариадзе. Мурадова. Дальский. Ильская.
Вып. 20. Лавров. Каюров. Борисов. Никулин.    
Тынянова Л. Повесть о великой русской актрисе. М., 1966.
Хрулев Н. За школьным занавесом. М., 1970.
Царев М. Что такое театр? М., 1960.
Черкасов Н. В театре и в кино. М.—Л.. 1961.
Чирков Б. Опыт и раздумья. Об искусстве актера. М., 1964.
Щепкнна-Куперник Т. Из воспоминаний о русском театре. М., 1956. 

< Предыдущая   Следующая >
Источник: http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/4720-programma-zanyatiyj-teatraljnogo-kruzhka


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сценарий к 8 марта Конкурсы с цветами радуги

Сценарий общешкольных праздников Сценарий общешкольных праздников Сценарий общешкольных праздников Сценарий общешкольных праздников Сценарий общешкольных праздников Сценарий общешкольных праздников

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ