Закрыть ... [X]

Пойти на кладбище днем

/ Просмотров: 45495
    Главная     Библиотека     Общины     Праведники     Музыка     Женщина   Выпуск №    в новом окне

«Шаббат шалом!» № 557 глава «Бешалах»,
Шаббат «Шира», Ту би-шват
Для экономичной печати без цветного фона № 557-p

«Шаббат шалом!» № 556 глава «Бо»
Для экономичной печати без цветного фона № 556-p

«Беерот Ицхак» № 173 главы «Бо» и «Бешалах»

 

Актуальные статьи ▪ «Шаббат шалом!» он-лайн ▪ Недельное чтение ▪ Найти главу в Танахе на русском ▪ Найти пасук в Танахе на иврите ▪ Книги ▪ Камеры «Стены плача» ▪ Еврейский календарь ▪ Время зажигания праздничных и шаббатних свечей ▪ Короткие истории ▪ Словари ▪ Скачать ▪ E-mail редактора сайта

 

 

 

Ту би-Шват – «Новый год деревьев»

15 шевата – 30/31 января


Время зажигания шаббатних
свечей и исхода Шаббата в Израиле Город Свечи
2 февраля Исход
3 февраля Иерусалим 16:39 17:53 Хайфа 16:45 17:52 Тель-Авив 16:53 17:55 Ашдод 16:55 17:55 Ашкелон 16:54 17:55 Беэр Шева 17:00 17:55 Времена взяты из календаря «Этим ле-бина» (кроме Тель-Авива и Ашкелона).
Таблица времён зажигания свечей Шаббата сайта Минист. религии

 


Актуальные статьи и книги

Недельная глава Торы «Йитро» •
Месяц шеват, Шаббат «Шира» • Ту би-Шват
Мусар • «Шаббат шалом!» он-лайн

  • Тема: Недельная глава Торы «Йитро́» («Итро́»)
    из книги «Шемот», главы 18:1-20:23
  • Текст недельной главы Торы
    На русском с комментариями Раши и Сончино
    На иврите со знаками кантеляции (таамэй микра)
    На иврите со знаками кантеляции в формате PDF
    На иврите с огласовками (менукад)
  • Г̃афтара недельной главы Торы
    Ашкеназим: Йешайа 6:1-7:6, 9:5-6
    Сефарадим: Йешайа 6:1-7:13
    «В год смерти царя Уззийаг̃у...» – בִּשְׁנַת-מוֹת הַמֶּלֶךְ עֻזִּיָּהוּ
  • Комментарии к недельной главе
    Рав Ицхак Зильбер
  • Заповеди недельной главы
    Из книги Раби Исраэль Меир Г̃аког̃ен (Хафец Хаим)
    «Краткая книга заповедей», глава «Йитро»
  • Словарь к недельной главе
    Новая версия словаря, исправленая и дополненая,
    выходит в йом шиши, во второй половине дня.
    Весь «Словарь для читающих Тору на иврите»
    «Словарь для читающих Тору на иврите» к книге «Шемот»
    Недельная глава для чтения и печати в формате PDF
    Недельная глава для чтения и печати в формате HTML
    Перед печатью файла HTML настройте размер полей:
    Меню «Файл» - «Предварительный просмотр...»
  • Тема: Месяц шеват
  • Редакция «Шаббат шалом!»
    Месяц шеват 5778 (2018) года. Шаббат «Шира».
    Ту би-шват (кратко).
  • Рав Э. Ки-тов «Книга нашего наследия»
    Месяц шеват, Шаббат «Шира»
  • Тема: Ту би-шват
  • Редакция «Шаббат шалом!» Ту би-шват (кратко)
  • Рав Э. Ки-тов «Книга нашего наследия» Ту би-шват
  • Рав Исраэль-Меир Лау «Практика иудаизма» Ту би-шват
  • Рав Шеломо Ганцфрид «Кицур Шульхан арух»
    52. Законы произнесения благословений «...сотворивший плод дерева», «...сотворивший плод земли» и «...по слову Которого существует все»,
    55. Какое благословение произносится прежде
  • Тема: Мусар
  • Раби Моше Хаим Луцатто (Рамхаль)
    «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Заново отредактирована и отформатирована.
  • Рав Зелиг Плискин «Береги свою речь»
    По книге «Хафец Хаим» рабби Исраэля Меира Г̃аког̃ена из Радина
  • Неизвестный автор
    «Орхот цадиким» («Пути праведников»)
  • Рамбам (Рабби Моше Бен Маймон)
    «Законы раскаяния» (Из книги «Мишнэ Тора»)
  • Виленский Гаон
    «Совершенная Мера» («Эвэн шелэма»)
  • Трактат Авот
    Содержание. Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
    Рав Э. Ки-тов. «Книга нашего наследия». «Поучения отцов»

 

«Шаббат шалом!» он-лайн

Обновлено 28.01.2018

 

«Благословен Ты… за урожай полей, и за землю прекрасную, добрую и обширную, которую желал и унаследовал отцам нашим, есть плоды её, и насыщаться добром её…»

Из благословения «Меэйн шалош» после еды плодов,
которыми славится Эрэц Исраэль, включая вино

«Эвэн шэлэма» 4.20

Содержание

Значок √ означает, что этот раздел обновлён.

 

  • Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе»
    √ Комментарии к недельной главе Торы: «Йитро»
    Комментарии к предыдущей главе Торы: «Бешалах».
    Оглавление книги.
  • Рав Зелиг Плискин «Береги свою речь»
    √ Часть 2. Законы лашон-г̃ара. Глава 4.12. Отрицательные черты характера Запрещено в разговоре с кем-то указывать на отрицательные черты характера другого человека. Также запрещено указывать на какой-либо частный случай неприятных проявлений характера (например, «он рассердился») или делать обобщения (например, «он злится и раздражается по пустякам»)... Читать далее
  • Рамхаль (Раби Моше Хаим Луцатто) 5467-5508 /1707-1747/ гг.
    «Путь Творца» («Дэрэх Г̃ашэм»)
    √ Часть 4. О служении Творцу. Глава 7. О служении во времени. Служение во времени – это заповеди, которые мы обязаны (исполнять) в известные моменты времени. В их числе: покой и освящение Шабата, покой Дня Искупления (Йом Кипура) и его ограничения, покой праздников и их освящение, будни праздников (Холь г̃амоэд) в Песах и Суккот... Читать далее
  • «Пути праведников» («Орхот цадиким»). Неизвестный автор
    √ 26. Врата раскаяния. 17-е состоит в том, чтобы стремиться за деяниями добра и правды, как сказано: «Добром (хэсэд) и правдой (эмэт) искупается грех» (Мишлей 16:6). Если же преступник не раскаялся и не вернулся ко Всевышнему, – его преступление не искупается деяниями добра, как сказано: «Который не лицеприятствует и мзды не берёт» (Деварим 10:17)... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше Бен Маймон. 4895-4965 /1135-1204/ гг.)
    Законы раскаяния (Из книги «Мишнэ Тора»)
    √ Глава 4. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Деварим, 30:15). И еще сказано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Деварим, 11:26) – то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить... Читать далее
  • РАМБАМ (Рабби Моше бен Маймон. 4895-4965 /1135-1204/ гг.)
    «Книга заповедей» («Сэфэр г̃амицвот»)
    √ Часть первая. 72-я заповедь ‒ повеление, чтобы за определённые прегрешения приносили жертву, зависящую от достатка согрешившего (קָרְבַּן עוֹלֶה וְיוֹרֵד – корба́н oлé ве-йорэ́д – букв. жертва, которая поднимается и опускается [в стоимости]). Эту жертву обязаны приносить за следующие грехи: осквернение Храма и осквернение святынь, шевуат битуй (שְׁבוּעַת בִּטוּי – «произнесённая клятва» [напр., сказал, что будет есть или что не будет есть])... Читать далее
  • Раби Исраэль Меир Г̃аког̃ен (Хафец Хаим)
    5598-5693 /1838-1933/ гг. «Краткая книга заповедей»
    √ Заповедь из главы «Бешалах». 7. Заповедь, запрещающая выходить за пределы поселения в Шаббат. Сказано в Торе: «Никто не выйдет из своего места в седьмой день» (Шемот 16:29) По закону Торы запрещено выходить из города в Шаббат дальше, чем на 12 миль (около 11-11,5 км по одному мнению и 14 км – по другому); такова была длина лагеря, который ставили в пустыне евреи, вышедшие из Египта. Нарушившему запрет даже на один шаг полагается малкот... Читать далее
  • Рав Й.-И. Нойвирт «Соблюдение Шаббата по закону»
    √ Часть 5. Законы выжимания плодов в Шаббат и Йом тов. азрешено выжимать рукой (но не инструментом, предназначенным для этого) в пищу, когда известно, что бо́льшая часть выжатого сока впитается в неё, или если сок нужен для улучшения вкуса этой пищи, как будет объяснено далее. Но запрещено выжимать в пустую посуду, даже с намерением немедленно перелить выжатый сок в пищу... Читать далее
  • Рав И.Й. Фукс «Кашрут»
    √ Часть 7. Хлеб. Просеивание муки. Мука, используемая для выпечки хлеба и хлебопродуктов, проходит через длинную и извилистую систему труб и упаковывается в герметические пакеты. Этот маршрут представляет собой плодородное пастбище для роста разных видов червей. Поэтому обязаны отбирать и очищать пшеницу, и тщательно просеивать муку, как сказано далее... Читать далее
  • Рав Шеломо Бенизри «Краткая история поколений»
    2928-3338 (832-422 до н.э.) Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон (Первый Храм)
    3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма
    3408 (352 н.э.) Строительство Второго Храма 3828 (68 до н.э.) Разрушение Второго Храма
  • Короткие истории (правая колонка)

Итро

«И отправились они из Рефидим, и пришли в пустыню Синай, и встали станом в пустыне, и расположился там Израиль против горы» (19:2).

Интересно, что обо всех передвижениях евреев в Торе говорится «и отправились», «и пришли» – во множественном числе, а в единственном числе – «и расположился там Израиль» – сказано только здесь. Это значит, что евреи в тот момент были едины, как никогда, и поэтому Б-г считал их достойными получить Тору – учение о том, как надо жить. В Торе изложена вся наша история до смерти Моше и предсказано всё наше будущее. Она содержит 613 обязательных для нас заповедей.

Однажды мне задали вопрос: «Как выполнить слова Торы «Да вернёт похищенное, что он похитил» (Вайикра, 5:23), если человек никогда ни у кого ничего не похитил?»

И я ответил: «Чтобы выполнить все заповеди Торы, надо одновременно быть и жуликом (возвращать то, что похитил), и царём (не обзаводиться множеством жён, денег и лошадей), и первосвященником (не жениться на вдове). Но это же невозможно! Однако есть одна заповедь: «люби ближнего, как самого себя» (Вайикра, 18:18), выполнение которой делает нас причастными ко многим заповедям, прямо нас не касающимся. Существует, например, заповедь о разводе: если муж хочет разойтись с женой, он должен написать ей гет, разводное письмо. Случается, что муж бросил жену, и его приходится искать, чтобы помочь бывшим супругам совершить развод по Торе. Тот, кто участвует в этом, выполняет заповедь развода. Кто-то присвоил себе чужие деньги или вещи, а другой объясняет и доказывает ему, что украденное надо вернуть. Этим он участвует в выполнении заповеди «да вернёт то, что похитил».

Мы знаем, что Б-г велел ежедневно изучать Тору.

«Слушай, Израиль, уставы и законы, что Я говорю во услышание вам сегодня; изучайте их и старайтесь выполнять» (Деварим, 5:1). «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и занимайся ею днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоём и преуспеешь» (Йег̃ошуа, 1:8). Каждый еврей обязан в течение дня и в течение ночи уделить какое-то время изучению Торы. Когда он изучает законы, с которыми на практике сейчас не сталкивается, то изучение засчитывается ему как исполнение, потому что это ещё одна возможность выполнить заповедь в будущем: может быть, когда-нибудь ему самому придётся исполнить её, а может быть – подсказать знакомому, как она выполняется.

Только тогда, когда евреи дружны и едины, они могут выполнить все заповеди Торы.

Получение Торы было целью Исхода из Египта. В первом видении Моше, когда ему предстал горящий и несгорающий куст «сне» (ежевики), Б-г ему сказал: «А теперь иди, Я посылаю тебя к фараону, и выведи Мой народ, сынов Израиля, из Египта... Когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу у этой горы» (3:10,12). «Эта гора» – гора Хорев (она же – Синай).

В Синае еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Через Моше-рабейну Всевышний обратился к евреям: «И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить завет Мой, то будете Мне самым дорогим из всех народов, ибо Мне [принадлежит] вся земля. И вы будете Мне царством служителей святому и народом святым» (19:5,6). Ответили на это евреи: «Всё, что говорил Г‑сподь, исполним» (19:8). Потом они ещё раз повторили своё обязательство: «Все, что сказал Б-г, сделаем и будем послушны» (24:7) – и поклялись от своего имени и от имени будущих поколений выполнять законы Торы.

Весь народ стоял у горы Синай, видел поднимавшиеся к небу языки пламени, блеск молний, слышал голос Б-га, перечислявшего десять заповедей; многие, не выдержав этого зрелища, падали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше: «Говори ты с нами, и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б‑г, чтобы мы не умерли» (20:19), – дав таким образом своему вождю право получить Тору от Всевышнего.

Читать всю статью,

Часть 2. Законы лашон-г̃ара

Глава 4

12. Отрицательные черты характера

Запрещено в разговоре с кем-то указывать на отрицательные черты характера другого человека.

Также запрещено указывать на какой-либо частный случай неприятных проявлений характера (например, «он рассердился») или делать обобщения (например, «он злится и раздражается по пустякам»). Такие замечания запрещены, даже если сказанное справедливо и общеизвестно.

Возможно, что человек сам не замечает и не осознает важность своего недостатка. Лучше всего побеседовать с ним, чтобы в тактичной и мягкой манере посоветовать ему избавиться от неприятной черты характера. Этим мы выполним заповедь, повелевающую указывать человеку на его недостатки, и окажем ему большую услугу.

Ашер – прекрасный человек, занимается благотворительностью. Но он настолько кажется сам себе совершенным, что впадает в грех самодовольства и иногда просто невыносим. Это очень раздражает Йаакова. Йааков, осторожней! Не рассказывай другим о самодовольстве Ашера и о его тщеславии.

Господин Бернштейн скуповат. Он получает огромную прибыль от выгодного бизнеса, но, если судить по размерам его пожертвований на жизнь еврейской общины, можно подумать, что он бедняк. Об этом недостатке запрещено говорить, даже если этот факт общеизвестен.

Госпожа Крамер завистлива. Она страстно желает иметь всё, что видит у своих соседей. Довольствоваться тем, что послал ей Вс‑вышний, она не в силах. Госпожа Слуцкая, её соседка, пыталась повлиять на госпожу Крамер, но безрезультатно. Тем не менее, об этом запрещено говорить кому бы то ни было.

Читать всю статью

Часть 4. О служении Творцу

Глава 7. О служении во времени

[1] Служение во времени – это заповеди, которые мы обязаны (исполнять) в известные моменты времени. В их числе: покой и освящение Шабата, покой Дня Искупления (Йом Кипура) и его ограничения, покой праздников и их освящение, будни праздников (Холь г̃амоэд) в Песах и Суккот, хамец и маца в Песах, трубление в шофар (рог) в Рош г̃ашана, сукка (шалаш) и лулав в Суккот, Рош ходэш (новолуние), Ханука и Пурим. Объясним суть каждого из них.

[2] Суть Шабата, в общих чертах, состоит в следующем. Мы уже объяснили выше, что объекты этого мира профанны, а не святы. Но с другой стороны, необходимо было придать созданиям некоторую святость, чтобы тьма не возобладала бы в них более, чем следует. Высшая Мудрость отмерила с предельной точностью, какова должна быть степень профанного и какова – прибавляемого к нему святого, и ограничила всё это подобающими границами в аспектах количества, качества, места, времени и всех прочих аспектах, которые следует различать в созданиях.

Во времени были установлены святые и будние дни, и в самих святых днях есть различные уровни святости. И было установлено, что большинство дней будут будними, и только необходимое число – святыми.

И ещё было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это поскольку всё Творение было создано за семь дней, и всё его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться «совершенной мерой», так как всё Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено всё Творение.

Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) «покоя». После этого всё Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.

Было определено, что конец всякого цикла будет святым и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день – конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются.

Это – великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы он был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это превосходство не подобает им и не предназначено для них.

Читать всю статью

26. Врата раскаяния

А теперь мне следует сказать тебе о 20-ти вещах, которые суть принципы раскаяния (продолжение).

17-е состоит в том, чтобы стремиться за деяниями добра и правды, как сказано: «Добром (хэсэд) и правдой (эмэт) искупается грех» (Мишлей 16:6). Если же преступник не раскаялся и не вернулся ко Всевышнему, – его преступление не искупается деяниями добра, как сказано: «Который не лицеприятствует и мзды не берёт» (Деварим 10:17). И разъяснили мудрецы: «Не возьмёт мзды в виде исполнения заповеди простить преступление». А стих «Добром и правдой искупается грех» говорит о тех, кто раскаялся, ибо есть и такие преступления, что даже раскаяние и Йом-Кипур только защищают, но полностью их не искупают, а окончательное искупление достижимо лишь страданиями (Йома 86А). Таким образом, добро защитит преступника и убережёт его от страданий, а также спасёт от смерти, как сказано: «Милостыня спасает от смерти» (Мишлей 10:2). А ещё есть преступление – оскорбление Имени (х̃илуль Г̃ашэм), где раскаяние и Йом-Кипур, и страдания защищают, но лишь смерть даёт окончательное искупление, как сказано: «Если искупится вам это преступление, пока не умрёте» (Йешайа 22:14). А когда человек старается держаться правды и поддерживать людей правды и возвеличивать их, и унижает людей лжи, и смешивает их с грязью, – вот пути прославления Имени Всевышнего (кидуш Г̃ашэм). И вот так, когда человек раскаивается и пробуждается к правде, тогда прощается ему грех оскорбления Имени.

Читать всю статью

Законы раскаяния
(Из книги «Мишнэ Тора»)

Глава 5

5.3. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Деварим, 30:15). И еще сказано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Деварим, 11:26) – то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить – любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано: «О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною все дни!» (Деварим, 5:26) – то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей – в их власти.

5.4. Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определенному пути, или вынуждала его принять определенный образ мыслей, или определяла его моральные качества, – как фантазируют об этом глупцы-астрологи – как же (Всевышний) мог бы отдавать человеку повеления через пророков: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе»? Ведь, по их мнению, или все это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора? По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит? Ты можешь удивиться и спросить: «разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано: “Все, что пожелает, делает Г-сподь на небе и на земле”» (Тег̃илим, 135:6). Знай, что все – по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля – вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал все, что человек в силах совершить. И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела – вознаграждают его, если творит зло – карают. Об этом говорили пророки: «Из-за вас самих было так» (Малахи, 1:9), «Они сами избрали свой путь» (Йешайаг̃у, 66:3). И об этом сказал Шломо: «Радуйся, юноша, юности своей… но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд» (Ког̃элет, 11:9) – то есть знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.

Читать всю статью

Книга заповедей
(Сэфэр г̃амицвот)

Часть первая. Заповеди «делай»

72-я заповедь ‒ повеление, чтобы за определённые прегрешения приносили жертву, зависящую от достатка согрешившего (קָרְבַּן עוֹלֶה וְיוֹרֵד – корба́н oлé ве-йорэ́д – букв. жертва, которая поднимается и опускается [в стоимости]). Эту жертву обязаны приносить за следующие грехи: осквернение Храма и осквернение святынь, шевуат битуй (שְׁבוּעַת בִּטוּי – «произнесённая клятва» [напр., сказал, что будет есть или что не будет есть]) и ложная «клятва свидетельства» (שְׁבוּעַת הַעֵדוּת – шевуат г̃аэ̃дут [напр., знает, что некто должен, но поклялся, что не знает]).

Тот, кто осквернился от одного из источников ритуальной нечистоты (как мы разъясняли в предисловии к разделу «Teг̃apom»), и по ошибке вошёл в Храм, совершил осквернение Храма. А если он в состоянии нечистоты по ошибке ел мясо жертвенного животного, совершил осквернение святыни. Тот, кто дал «произнесённую клятву» (т.е. поклялся сделать или не сделать определённое действие) и по ошибке не сдержал клятвы; тот, кто ложно дал «клятву свидетельства» (ложно поклялся, что не видел происшедшего и поэтому, якобы, не может свидетельствовать), ‒ поклялся ли он по ошибке или умышленно, ‒ за любой из этих проступков приносится жертва, называемая корбан oлe ве-йорэд (жертва, зависящая от достатка согрешившего).

И об этом Его речение, да будет Он превознесён: «А если кто-нибудь согрешит в том, что будучи свидетелем, видел или знал, но… не сообщил… или если кто-нибудь прикоснулся к чему-то нечистому… но забыл о том, что стал нечистым, и провинился… или кто-нибудь поклялся устами своими… и забыл об этом, а потом узнал, что виновен, то в любом из этих случаев… принесёт в повинную жертву Г̃ашэму… самку мелкого скота, овцу или козу, для искупления от греха… Если же не хватит у него денег на овцу, то пусть принесёт за свой грех в повинную жертву двух горлиц или двух голубят… Если же не хватит у него денег на двух горлиц или на двух голубят…» (Вайикра 5:1-13). И потому-то и называется «жертвой, зависящей от достатка согрешившего», что её материальная ценность не установлена, а зависит от достатка грешника, обязанного принести жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате «Керитот» (10Б) и в трактате «Шевуот» (7А).

Читать всю статью

Заповеди из главы
«Кедошим»

7. Заповедь, запрещающая выходить за пределы поселения в Шаббат

Сказано в Торе: «Никто не выйдет из своего места в седьмой день» (Шемот 16:29).

По закону Торы запрещено выходить из города в Шаббат дальше, чем на 12 миль (около 11-11,5 км по одному мнению и 14 км – по другому); такова была длина лагеря, который ставили в пустыне евреи, вышедшие из Египта. Нарушившему запрет даже на один шаг полагается малкот.

Нельзя выходить за пределы города дальше, чем на расстояние в 2000 ама (одна ама равна 50-60 см), в противном случае он должен быть наказан макот мардут за ослушание. Таково мнение некоторых мудрецов (Риф и Рамбам). Однако есть такие, что полагают: даже если кто-то пройдет несколько парса (одна парса – около 4 км), он нарушает тем самым только установление мудрецов, но не запрет Торы. В границах города[10] разрешается ходить везде, даже если город очень велик.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда – мужчины и женщины.

[10] Имеется в виду граница вокруг города, которая представляет собой прямоугольник со сторонами, удаленными на 2000 ама от самых крайних точек города.

Читать всю статью

Часть 5. Законы выжимания плодов в Шаббат и Йом тов

(דִינֵי סְחִיטַת פֵּירוֹת בְּשַׁבָּת וּבְיו"ט)

Словарь: סְחִיטָה (сех̃ита́) – выжимание. דִישָׁה (диша́) – молотьба.

От переводчика. Запрещённый в Шаббат вид деятельности «сехита», является толодой (производной) запрета молотьбы – отделения плодов от других ненужных частей растения, на котором они выросли.

5.3. Разрешено выжимать рукой (но не инструментом, предназначенным для этого) в пищу, когда известно, что бо́льшая часть выжатого сока впитается в неё, или если сок нужен для улучшения вкуса этой пищи, как будет объяснено далее. Но запрещено выжимать в пустую посуду, даже с намерением немедленно перелить выжатый сок в пищу.

5.4. Закон, о котором говорилось, что разрешено выжимать плод рукой в пищу, сказан обо всех плодах, но виноград желательно не выжимать в Шаббат даже таким способом, кроме как для кормления ребёнка. В Йом тов разрешено выжимать даже виноград в пищу, но проследить при этом, чтобы большая часть сока впиталась в еду.

Читать всю статью

Часть 7. Хлеб (חלב ומוצריו)

Просеивание муки

(נִפּוּי הַקֶמַח – нипу́й г̃акэма́х̃)

7.5. Мука, используемая для выпечки хлеба и хлебопродуктов, проходит через длинную и извилистую систему труб и упаковывается в герметические пакеты. Этот маршрут представляет собой плодородное пастбище для роста разных видов червей.

Поэтому обязаны отбирать и очищать пшеницу, и тщательно просеивать муку, как сказано далее, и сохранять строгие гигиенические условия в процессе упаковки муки, её складирования и продажи22.

22 В жаркое летнее время обязанность быть осторожным во всём этом во много раз больше.

7.6. Пшеница, которую проверили и нашли в большей её части признаки червей, следует избегать использовать, и не полагаться на помол, даже очень мелкий23.

Если бо́льшая часть пшеницы чиста, следует тщательно перебрать её, и после этого молоть.

23 Так как нельзя изначально отменять запрет [т.е. специально перемолоть, чтобы измельчились червей, и тем самым избежать нарушения из Торы].

7.7. Черви, находящиеся в муке – запрещены, т.к. может быть вышли из муки и размножились на земле, и вернулись в муку25 [запрещены именно черви, которые выходили наружу из плода, см. пп. 13.8-9]. И это касается большей часть муки, имеющейся сегодня для выпечки.

25 …Так как каждая крупица муки считается как самостоятельный плод, и червь, который полз в ней, считается, как перешедший из плода в плод, и даже не выходил совсем из всей муки – она запрещена.

Читать всю статью

2928-3338 (832-422 до н.э.)
Бейт Г̃амикдаш Г̃аришон
(Первый Храм)

Его строительство было начато царем Шеломо на 4-м году его царствования (в 2928 году – 832 г. до н.э., 480 лет после выхода сынов Исраэля из Египта), длилось 7 лет и закончилось на 11-м году царствования Шеломо. В строительстве Храма участвовало 150 тысяч человек. Храм простоял 410 лет (счет 410 лет ведется от начала строительства). По окончанию строительства Храма, Шеломо начал строить свой дом и окончил через 13 лет.

3338 (422 до н.э.) Разрушение Первого Храма

Осада Иерусалима началась 10 тевета 3336 г. (424 г. до н.э.) и городская стена была проломлена через два с половиной года 17-го тамуза. Бейт Г̃амикдаш (Храм) был разрушен и подожжен 9 ава к вечеру. Всего от начала царства Шеломо до разрушения прошло 414 лет, вычтем 4 года до начала строительства Храма [от начала царства Шеломо], – получим: всего 410 лет простоял Храм на Его горе, и прошло 850 лет со времени входа сынов Исраэля в землю Исраэля, т.е. 17 юбилеев [50-ти летий]. И намек на это в слове בְּרֵאשִית (Вначале): ב''ר – Байт Ришон (Первый Храм), א''ש – ола бэш, י''ת – на 410 (ת''י) году его существования.

В Первом Храме служили только 18 коэнов – священников, [здесь имеются ввиду первосвященники], по сравнению с Вторым Храмом, в котором служили более 300 коэнов. Уточни в Тософот Йома 9а.

Всего 10 тысяч евреев были угнаны Навухаднецаром в Вавилон, 3 тысячи из колена Йегуды и 7 тысяч из колена Биньямина и остальных колен. Из этого факта мы учим, что много людей было убито Навухаднецаром.

3408 (352 до н.э.) Строительство Второго Храма

Строительство началось в 3408 (352 до н.э.) ровно 70 лет после разрушения Первого Храма. Его строительство продолжалось около 5-ти лет, со 2-го до 6-го года царствования Дарейавэша. Строение это простояло невредимо 420 лет. Строительство началось, в сущности, на 18 лет раньше, во время царствования Корэша, но прервалось из-за клеветнического доноса кутим (самаритян) Корэшу, который прервал работы по строительству.

3828 (68 н.э.) Разрушение Второго Храма

Разрушение Храма произошло 9-го Ава вечером после двух с половиной лет осады Иерусалима с 10-го Тевета по 9-е Ава Аспасианусом кейсаром и его сыном и заместителем Титусом-злодеем. Падение Иерусалима пришло вследствие сильного голода в Иерусалиме. Оно было результатом учиненного бандитами пожара продовольственных складов, дров и масла, которого бы хватило на 21 год осады. Рабану Йоханану бен Закаю удалось хитростью выйти из Иерусалима и спасти Явне и его мудрецов, и династию Рабана Гамлиэля особой просьбой у Аспасиануса. Иерусалим пал из-за бывшей в нем напрасной вражды. В ходе захвата погибли миллионы. Оба Храма стояли число лет как миньян слова כתית (разбитый): כת – 420 – Второй Храм, ית – 410 – Первый Храм. Во Втором Храме служили более 300 коэнов (первосвященников – Перев.), в Первом Храме – только 18. И об этом сказали мудрецы, благословенна их память: «Страх перед Вс-вышним добавляет годы» – это о Первом Храме; и «годы злодеев сократятся» – это о Втором Храме.

Читать всю статью


Короткие истории

Рассказывает
рав Исраэль Спектор
Книга «Врата востока»

К главе «Вайецэ»

וַיֶּאֱהַב יַעֲקֹב, אֶת-רָחֵל; וַיֹּאמֶר, אֶעֱבָדְךָ שֶׁבַע שָׁנִים, בְּרָחֵל בִּתְּךָ, הַקְּטַנָּה (כט,יח)

«...Рахель, дочь твою младшую...» (29:18)

Ведя переговоры, следует принять все меры, чтобы тебя не обманули. Как поступил Йааков, подчеркнув, что речь идёт именно о младшей дочери Лавана.

Как-то один торговец-еврей пересекал пустыню, имея с собой крупную сумму, необходимую для покупки товара. По дороге напали на него грабители и забрали всё, что было. Вскоре увидел купец вооружённого всадника, и на вопрос, что его так опечалило, поведал о происшедшем. Сказал всадник: «Если я догоню грабителей и верну украденное–какая награда ожидает меня?» «Возьми десятую часть», – предложил еврей. Всадник отказался. «Тогда возьми половину» – но и это не устроило воина. Сказал тогда торговец: «Возьми всё и дай мне, сколько захочешь!» Согласился всадник, но потребовал письменный договор. После того, как договор был подписан, поспешил он за бандитами, и вернул награбленное. Отделив от всей суммы один золотой, он бросил его еврею. «Пожалуйста, будь великодушен и справедлив, добавь еще!» – просил еврей, но всадник и слушать не хотел. Купец попросил короля Альфонсо рассудить их. И вот оба предстали перед королевским судом. Еврей утверждал, что ограблен; в ответвытащил всадник подписанный договор.

Обратился король к своему советнику раби Шемуэлю Скилу и сказал: «Что делать в данном случае? Сердце отказывается забрать у еврея всё его имущество, но договор с обязательством действителен, даже если он и был подписан в безвыходной ситуации».

Сказал рав королю: «Разреши мне быть судьей в этом деле!» Получив согласие, обратился рав к всаднику: «Дай, пожалуйста, купцу несколько золотых!» Сказал всадник: «Не хочу!»

Сказал тогда рав Шемуэль: «Значит, ты хочешь все деньги, кроме того золотого, который ты дал купцу?»

Сказал всадник: «Именно так!»

«Если так, – сказал рав Шемуэль торговцу, то верни всаднику полученный тобой золотой, а он вернёт тебе всё имущество!»

«Почему?» – удивился всадник.

«Ибо это то, что записано в договоре»,–ответил рав Шемуэль. – «Возьми всё и дай мне, что ты хочешь!» Когда ты сказал, что хочешь всё, исключая тот золотой, ты обязался дать всё купцу, так как это то, что ты хочешь...»

Лицо всадника побледнело; хотел он получить всё, а остался ни с чем...

וַאֲבִיכֶן הֵתֶל בִּי, וְהֶחֱלִף אֶת-מַשְׂכֻּרְתִּי עֲשֶׂרֶת מֹנִים; וְלֹא-נְתָנוֹ אֱלֹהִים, לְהָרַע עִמָּדִי. (לא,ז)

«А отец ваш глумился надо мною и переменил мою плату десятки раз, но Б-г не дал ему сделать мне зло» (31:7)

Как-то толковал рабейну Алших вышеупомянутый отрывок из Торы, перечисляя, одну за другой,все сто (по мнению Мидраша) уловок Лавана. Учитель Алшиха, рав Аризаль, слушал и улыбался.

После урока спросили Аризаля, чему он улыбался. Сказал рабейну, что душа Лавана обязана «приходить» и слушать уроки, на которых раскрываются его ухищрения. Так, каждый раз, слушая об очередной лжи, кивал Лаван головой, подтверждая: «Правда, таковы были мои намерения». Алших раскрыл все его ухищрения, самые коварные, ни разу не обвинив того напрасно. Когда же Алших дошёл до последнего, сотого обмана, возмутился Лаван и сказал: «Неверно, этого я не делал»–и ушёл...

И завершил свой рассказ Аризаль так: «На самом деле и сотый обман совершил Лаван, но постеснялся признаться»...

И посему говорил рав Мацлиах Мазуз, что написано в Пасхальной Агаде: «Пойди и выучи, что сделал Лаван Арами Йаакову – праотцу нашему», – чтобы выучили мы из раздела Вайеце все сто обманов Лавана...

Читать далее

На сайте используются
материалы сайтов: Толдот.ру, Хасидус по-русски, Маханаим
Используются картины сайта: http://alexandergallery.biz/

Статистика посещения сайта «Шаббат шалом!»

Date Visits 16/11/2014 3523 17/11/2014 1699 18/11/2014 1394 19/11/2014 1945 20/11/2014 2596 21/11/2014 2570 В среднем 2288

Главная     Библиотека     Община     Праведники     Музыка

Copyright© Shabat-shalom 2008


Источник: http://www.shabat-shalom.info/main.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Правила поведения Пожелание уезжающим в другой город

Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем Пойти на кладбище днем

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ